Меню сайта
Египетские боги
Люди и история смайлики гифки анимации
Категории раздела
Cтатьи - разное [14]
Статьи о Египте [35]
Статьи об Атлантиде [13]
Египетские боги и богини [21]
Наш опрос
С чего у Вас началось увлечение Древним Египтом?
Всего ответов: 87
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Новое на форуме
  • стихотворения о Египте и Атлантиде (161)
  • Фанфик "Посланник Атлантиды" обсуждение (7)
  • Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Главная » Статьи » Статьи о Египте

    Египетские иероглифы

     Изначально слово и образ в египетском мировоззрении были нераздельными понятиями. Первые письменные знаки, засвидетельствованные на древнейших памятниках, сопровождали изображения, и спустя века превратились в сложную систему иероглифического письма. Они возникли из-за того, что появилась необходимость передать зрителю и некоторые более абстрактные понятия, которые не могли быть выражены образами. В результате этого сложного процесса каждая отдельная частичка обрела имя, которое давало власть над миром и понимание истинной сущности объекта. Огромный переворот в сознании человечества произошел и с точки зрения истории: настоящее могло быть зафиксировано и передано для будущих поколений. Можно сказать, что много тысячелетняя летопись существования человечества началась с короткой строки из нескольких иероглифов. Иероглифы, по мнению египтян, помогали победить смерть. В древнейшие эпохи существования древнеегипетской цивилизации цари и вельможи воздвигали о себе стелы, на которых было написано лишь их имя, которое, сохранившись в вечности, должно было обеспечить их бессмертие. Пожалуй, именно благодаря монументальности и одновременно декоративности, иероглифическому письму судьбой было предназначено быть выбитым на гигантских обелисках и каменных стенах храмов и гробниц. На папирусе его заменой стало упрощенное иератическое курсивное письмо. Впрочем, даже этот вид письма, по мнению египтян, обладал магическими свойствами, восходящими к священному прообразу языка – «божественным словам»,  изобретенным, согласно египетской традиции, ибисоголовым богом мудрости Тотом.  Греки, восприняв вслед за египтянами это почтительное отношение к своему письму, назвали его иероглификой – «священным письмом».

       Трепетное отношение самих египтян к своим иероглифам куда более сильным, чем можно себе это представить. Иероглифы вызывали преклонение целых поколений египтян не только потому, что это была сокровенная система передачи знания, созданная богами, но и потому, что во многих случаях сами знаки воспринимались как живые существа, наделенные божественными силами и всемогущей магией. Иероглифы могли символизировать собой многих богов и богинь. Так, символом богини Исиды был иероглиф «престол», а богиня Маат обозначалась с помощью иероглифа «перо страуса», использовавшегося при написании ее имени и являвшегося ее воплощением. Магическая сила, живущая в иероглифах, была настолько сильна, что, опасаясь дурного воздействия знаков, изображающих опасные существа, на душу умершего, на стенах многих гробниц иероглифы, изображающие львов, сов, змей и других хищных животных, птиц и ядовитых пресмыкающихся, выписывались не полностью или же намеренно поврежденными, для того чтобы лишить знак его внутренней силы и жизни. Особенно грозные твари, такие как, например,  змей Апоп, вообще изображались расчлененными и разрезанными иероглифами ножа или копья. Таким образом система иероглифического письма отнюдь не была простой системой для коммуникации, но во многом представляла собой полное магии и загадок отражение египетского мировоззрения и понимания структуры вселенной и ее обитателей.


      Необходимость в письменности насущно возникла в Египте к концу IV тысячелетия до н.э. Быстро развивающееся изобразительное искусство уже могло создавать истинные шедевры и выражать важнейшие эпизоды человеческого существования: охоту, победу над врагом, моменты погребального ритуала и пребывание в ином мире. Для того чтобы двигаться дальше, письменности, состоящей лишь из образов, было недостаточно, на смену пиктограмме пришли знаки, передающие звучание тех или иных согласных. Развиваясь от небольшой группы знаков, иероглифическое письмо стало к эпохе Древнего царства настолько совершенным, что с его помощью можно было передать самые тонкие и абстрактные понятия и значения. Сами египтяне относили первое литературное произведение в своей истории – Доктрину жизни – к великому мудрецу Имхотепу. К сожалению, этот текст не дошел до нас, как и многие другие труды, приписываемые выдающемуся современнику фараона Джосера. 

      Затем иероглифы появляются на стенах частных гробниц, повествуя о человеческих деяниях и составляя первые биографии. В этих текстах, изначально лаконичных, зачастую опускались глаголы и фонетическая составляющая письма: они лишь дополняли соседствующие с ними изображение, делали его более красочным, колоритным, понятным для знающего и таинственным для не ведающего. С середины Древнего царства отдельные знаки выстраиваются в линейный порядок в свободном направлении в зависимости от  требований, задаваемых соседним изображением; впрочем, с этого времени направление знаков справа налево становится более предпочтительным. В этих древних надписях уже присутствуют все виды знаков египетской письменности: идеограммы, изображающие сам объект; фонограммы, отображающие звучание того или иного звука или их сочетаний; и, наконец, так называемые детерминативы – не читающиеся знаки, показывающие, к какой категории принадлежит все слово. Также существовали знаки, которые могли в разных сочетаниях принадлежать к каждой из трех групп. Так, например, иероглиф в виде плана дома мог читаться как слово пер – «дом»; однако в глаголе пери – «выходить» - он играл роль фонограммы, сочетающей две гласные; этот же знак может служить детерминативом для целой группы слов, связанных со зданиями и помещениями. Иероглиф, специально упрощенный и стилизованный, тем самым абстрагировался от изображения конкретного дома или святилища и мог использоваться при обозначении самых различных архитектурных форм на протяжении тысячелетий. С другой стороны, новые виды конструкций и сооружений, появлявшиеся в процессе развития архитектуры, находили свое отражение в создании новых, более сложных иероглифов, которые копировали предыдущие. В целом, система египетского иероглифического письма никогда не была закрытой и статичной, но, напротив, незамедлительно воспринимала все новое, что появлялось в обществе, касалось ли это архитектуры или вооружения, орудий труда или животных, иноземных народов и священных ладей богов.       

                             

     Продолжение следует...                                        

    Категория: Статьи о Египте | Добавил: Neitikert (01.06.2011)
    Просмотров: 5683 | Рейтинг: 1.5/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    ...
    Календарь
    Новости
    [13.01.2017][Обновления]
    Жители долины Нила. (0)
    [12.01.2017][Обновления]
    Вселенная фараонов. (0)
    [02.12.2016][Обновления]
    Мифы и легенды народов мира. (0)
    [15.10.2016][Обновления]
    Новая книга в библиотеке (0)
    [02.09.2016][Информация]
    Новая книга в библиотеке (0)
    [26.05.2016][Информация]
    Восстановление раздела. (0)
    [16.01.2016][Обновления]
    Обновление в библиотеке (0)
    Новое в альбомах
    Тайны и загадки Древнего Египта © 2024
    Анимация.GIF - Leyla