Меню сайта
Египетские боги
Люди и история смайлики гифки анимации
Категории раздела
Cтатьи - разное [14]
Статьи о Египте [35]
Статьи об Атлантиде [13]
Египетские боги и богини [21]
Наш опрос
Чем вас привлекает Древний Египет?
Всего ответов: 151
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Новое на форуме
  • стихотворения о Египте и Атлантиде (161)
  • Фанфик "Посланник Атлантиды" обсуждение (7)
  • Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Главная » Статьи » Египетские боги и богини

    Себек
    Себек, Собек, в египетской мифологиии бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Центр его культа — город Хатнечер-Себек (греч. Крокодилополь), столица Фаюма. Считалось, что в озере, примыкавшем к главному святилищу Себека, содержался крокодил Петсухос, как живое воплощение бога. Почитатели Себека, искавшие его защиты, пили воду из озера и кормили крокодила деликатесами. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. "Себек доволен". Полагают, что древние воспринимали Себека как главное божество, дающее плодородие и изобилие, а также защитника людей и богов. Согласно некоторым мифам, бог зла Сет укрылся в теле Себека, чтобы избежать наказания за убийство Осириса. Себека иногда считают сыном Нейт, великой матери богов, богини войны, охоты, воды и моря, которой также приписывают рождение ужасного змея Апопа.


    Несмотря на довольно скромное положение Себека в египетском пантеоне, его культ, как общественный, официальный, так и частный, был распространен во многих местностях нильской долины, охватывая своими отношениями все классы египетского общества. Храмы в честь Себека, служащее ему жречество и его поклонников мы находим в изобилии по всему лицу древнего Египта, нередко далеко за пределами главнейших мест его почитания - Файюма и Омбоса. Причина такой распространенности культа Себека кроется, несомненно, в колонизации, вызвавшей оживленные сношения и тесную связь отдельных египетских областей одна с другою. Переселяясь почему либо из своей родной местности в другую, египтяне обычно переносили в последнюю и культ своего местного божества.


    Говоря о местах культа Себека в Файюме, следует начать, конечно, с главного города области - вышеупомянутого Шедита, который, как показывает наиболее частый эпитет Себека "Себек шедитский", в глазах египтян всегда быль важнейшим центром культа этого бога, подобно тому как, например, по отношению к культу Тота таким центром считался Ермонт или в отношены к Амону - Фивы. Шедит, в южной части местоположения которого в настоящее время находится Мединет-эль-Файюм, теперешний главный город файюмской провинции, лежал на берегу Меридова озера. В честь своего бога город обозначался также именем pr-Sbk "дом/жилище Себека", переданным греками через Κрокодилополис - "город крокодилов". Из текстов пирамид, Шедит и его божества уже в глубочайшей древности пользовались большою известностью и уважением в Египте. При 12 же династии, фараоны которой имели резиденцию в местностях, смежных с Файюмом, или даже в нем самом, Себек из скромного положения местного бога поднялся вдруг до значения бога царской резиденции, а, следовательно, и до значения бога общегосударственного. В северной части города, у самого берега Аменемхетом III был воздвигнут в честь него храм под названием "Аменемхет III вечно (да) живет в доме Себека шедитского", от которого, к сожалению, почти ничего не сохранилось до нашего времени. Для местопребывания прирученного священного крокодила, служившего воплощением Себека, при храме было выкопано, вероятно, особое озеро, отличное от Меридова, считаемого местопребыванием этого крокодила Диодором. Возможно, что именно оно имеется в виду выражениями "озеро Себека" (из 18 династии) и "южное (в отличие от Меридова озера, лежащего на север от Шедита) озеро" (могильный камень из Среднего царства) и Файюмский папирус.



    От Файюма и Дельты не отставал в отношении религиозного почитания Себека и Верхний Египет. Памятниками отмечается в этой части Египта целый ряд местностей с более или менее развитым культом Себека. Важнейшим центром его культа здесь является, несомненно, город Ht-nbjt, греч. Омбос, теперь Коm Ombos, первоначально бывший лишь небольшою крепостью в номе T;-hntj (1-й ном Верхнего Египта), служившею для отражения набегов нубийских племен на южно-египетскую границу, при Птолемеях же ставший главным городом нового омбитского нома и одним из важнейших городов Египта вообще. Город лежал на правом берегу Нила, занимая собою часть возвышенного плато, окруженного массою нагромождающихся одна на другую скал, расселины которых, омываемые Нилом, были столь же привлекательны для крокодилов, как и болота и заросли Файюма и Дельты. Раскопки развалин Омбосского плато, производившиеся в 1895 году Главным Управлением Попечения о Древностях увенчались открытием большого храма в южной его части. Как показывают надписи и изображения этого храма, воздвигнутого при Птолемеях, он был посвящен двум божествам - Себеку и Гор-уру, при чем, по-видимому, оба они занимали в Омбосе положение равноправных божеств; по крайней мере, из упомянутых храмовых надписей и изображений не видно, чтобы в глазах местного жречества один из этих богов имел предпочтение пред другим. Живя под одною храмового кровлей,  Себек и Гор в тоже время обладали, однако, каждый своим особым культом. У каждого из них были свои особые богослужебные обряды, совершенно независимые от обрядов бога-соседа, свои специальные празднества, справлявшиеся в дни, отличные от праздничных дней другого омбосского божества и т.п. Обособленность культов двух божеств, обитавших в одном и том же храме, сильно отразилась на плане омбосского храмового здания, придав последнему существенную особенность сравнительно с другими египетскими храмами, именно - разделение его на две совершенно отдельные одна от другой и в тоже время, по-видимому, одинаковые по величине и форме половины - нефа. Из этих двух параллельных половин, тянущихся по продольной оси храмового здания, идущей в направлении с востока на запад, северная была посвящена культу Гор-ура, а южная - Себеку. Деление на две самостоятельные части охватывает собою все храмовые помещения. Так, например, в храмовом пилоне имеется две двери, из которых два параллельных хода ведут один к святилищу Гор-ура, другой - к святилищу Себека; для хранения священных барок этих богов служат две отдельные комнаты; храмовые залы распадаются каждая на две самостоятельные половины; на храмовом дворе стоят два жертвенника и два сосуда для жертвенных возлияний или для богослужебных омовений самые надписи и изображения, распределены между обеими половинами храма таким образом, что те из них, которые посвящены Себеку, помещены главным, да почти и исключительным образом в Себековой храмовой половине, а имеющие отношение к Гор-уру и его культу - в половине Гор-уровой. Кроме своего обычного названия T;-nbjt и священного обозначения ht-Hr "дом, жилище Гор(-ур)'а" Омбос также и в честь Себека носил священное имя pr-Sbk "дом, жилище Себека". Несколько на восток от храмовой площади, у теперешней деревни El-Chatb раскопками обнаружены места крокодильих погребений. На монетах омбосскаго нома обычно выступает изображение крокодила, подобно тому как это иметь место в менелаитском и онуфитском округах. Как видно из вышеизложенного о Себеке в Омбосе, этот бог считался здесь местным, вполне равноправным с другим божеством омбосского нома - Гор-уром, если только не пользовался даже некоторым предпочтением сравнительно с ним.




    Категория: Египетские боги и богини | Добавил: Neitikert (19.11.2011)
    Просмотров: 6693 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    ...
    Календарь
    Новости
    [13.01.2017][Обновления]
    Жители долины Нила. (0)
    [12.01.2017][Обновления]
    Вселенная фараонов. (0)
    [02.12.2016][Обновления]
    Мифы и легенды народов мира. (0)
    [15.10.2016][Обновления]
    Новая книга в библиотеке (0)
    [02.09.2016][Информация]
    Новая книга в библиотеке (0)
    [26.05.2016][Информация]
    Восстановление раздела. (0)
    [16.01.2016][Обновления]
    Обновление в библиотеке (0)
    Новое в альбомах
    Тайны и загадки Древнего Египта © 2024
    Анимация.GIF - Leyla