Блестящие волосы, ярко подкрашенные губы, перламутровые веки, подведенные черным... Алебастровые и мраморные горшочки с красками, костяные и камышовые трубочки, зеркала, ложечки и кисточки, косметические шкатулки со множеством отделов, найденные археологами...Все это говорит о том, что древний народ не был равнодушен к красоте. Декоративной косметикой в Древнем Египте пользовались не только женщины. Мужчины и даже дети «подводили глаза». Это не было монополией элиты.
Макияжем пользовались и ремесленники, и рыбаки… Если в 2640-2155 годах
до нашей эры египтянки использовали зеленые румяна и пудру,
изготовлявшиеся с использованием малахита, то затем стал доминировать
черный цвет для придания глазам большей выразительности. Краску для
подводки век делали из свинца, впрочем, как и сейчас. Этот материал, как
считали древние, способен отражать свет и создавать радужное
настроение. Растолченная очень мелко, эта краска становилась матовой.
Чтобы получить оттенки серого цвета, в нее добавляли белую пудру. Зеленую краску египетские модники и модницы наносили в виде полоски под
глазами. Глаза же обводили черным. Полоски иногда проводили даже до носа
или виска. Однако это разрешалось делать только фараонам или их
приближенным, а еще актерам, игравшим роли фараонов. Однако цвета
косметики в Древнем Египте не отличались разнообразием.
- В исследуемых флаконах не было найдено голубой краски, – говорит
хранитель отдела египетской античности Лувра Кристина Зиглер. – Статуи и
картины – это не фотографии. Поэтому цвета и оттенки, имеющиеся на
древних статуях или фресках, вполне возможно, в косметике не
применялись. В реальной жизни египтяне использовали для макияжа только
определенные цвета. К другим, по неизвестным пока причинам, было
какое-то предубеждение.
А может, древние египтяне наносили макияж только в лечебных целях?
Еще одна загадка! По крайней мере, даже в черную краску для подводки
глаз они добавляли церусит – белую свинцовую руду, которая помогала тем,
кто страдал глазными заболеваниями: трахомой, конъюнктивитом. Эти часто
встречавшиеся у египтян заболевания были следствием климата с песчаными
бурями и наводнениями. Способствовал ли такой макияж оздоровлению? Как
пояснила Жосмен Талабо из фирмы «Л'Ореаль», определенно можно сказать,
что свинец убивает бактерии, и об этом, видимо, было известно в Древнем
Египте. К примеру, при археологических раскопках были найдены папирусы,
датируемые 1500 годом до нашей эры, в которых описывались сотни приемов
лечения глаз. Вот один из них: «Нанести на веки смесь из свинца,
малахита, охры, смолы и меди». На найденных «косметических флаконах»
имеются даже инструкции о времени применения этих средств. Например,
древнеегипетский «аптекарь» или «косметолог» давал такие рекомендации:
«Это средство хорошо для каждодневного применения с первого по четвертый
месяц наводнения, с первого по четвертый месяц зимы, с первого по
четвертый месяц лета». Что это – реклама или действительно реальные
советы? ![](/papirus_ehbersa.jpg)
папирус Эберса По крайней мере, установлена связь египетской косметологии и с религией и
магией. На флаконах можно прочитать: «Приди, малахит, приди, зеленый
цвет, приди на глаз Гора и изгони серозную жидкость, гной, кровь и
слабость зрения». Не случайно «косметическими карандашами» разрисовывали и
божественные статуи, от которых, как считалось в Древнем Египте, шли
божественные флюиды. Священнослужители использовали зеленые и черные
краски, предназначенные для «оздоровления лица бога и получения им
возможности видеть глазами Гора». Это своеобразный реверанс египетскому
мифу, согласно которому бог Гор был ранен в глаз в одной из своих битв с
черным богом. Однако пострадавший глаз удалось вылечить с помощью
косметических аппликации. Не случайно иногда даже на саркофагах рисовали
глаз Гора, чтобы вернуть зрение умершему. Считалось, что краски способствуют даже воскрешению мертвых, поэтому их
использовали и при бальзамировании тел. Они играли первостепенную роль в
ритуале открывания глаз и рта. Принадлежности повседневной жизни
покойного – трубочки и горшочки, мешочки с косметической краской – не
случайно выставлялись египтянами в погребениях наряду с едой или
статуями. «Покойный входил в вечность одетый и «намакияженный», чтобы
возродиться в потустороннем мире, – объясняет Кристина Зиглер. – Эти
краски, как символ красоты, молодости, продолжающейся жизни, должны были
помочь покойному возобновить свою способность соблазнять». Даже в потустороннем мире покойный должен ощущать всю полноту жизни,
потому его и отправляли туда с прической, макияжем, в нарядной одежде,
будь то мужчина или женщина…
Благодаря современной технологии, рентгену, французские ученые
доказали, что в косметических красках древних египтян находили не
только свинец церусит – природные элементы, но и созданные искусственно
– лорионит фосгений, прекрасно сохранившиеся во флаконах до наших дней!
В природе их нет, они были получены египтянами синтетическим путем.
Ученые вспомнили, что, согласно греческие текстам, в те далекие времена
умели трансформировать «пену очищенного серебра (окись свинца) в белый
порошок». При этом египтяне не могли использовать огонь для проведения
таких химических реакций, так как лорионит распадается, как выяснили
сейчас, при высоких температурах. Поэтому древние «химики-косметологи»
вынуждены были прибегать к различным растворам, что говорило об их
глубоких знаниях, как бы мы сейчас сказали, в области прикладной химии. Удивительно, но еще с тех пор и поныне при изготовлении
современны-косметических средств используют открытия древних египтян.
Египетские умельцы научились придавать косметическим средствам жирность.
Для этого они перемешивали фосгений и лорионит с иными жирными
компонентами растений. Но каким путем? Пока и это является загадкой для
ученых. Любопытно, просто фантастично, но косметика античного Египта
содержала те же пропорции жира, что и косметика нынешних времен! С той
лишь разницей, что сейчас в нее добавляют жир не растительного
происхождения, а животного. Естественно, египтяне очень ценили галений –
сырье, используемое для косметических красок, добываемое в шахтах
вблизи побережья Красного моря. Целые караваны, нагруженные этой рудой,
отправлялись из Коптоса. Правда, она не всегда оказывалась нужного
качества, тогда фараоны отправляли на поиски галения экспедиции за три с
половиной тысячи километров – так ценился этот минерал!
Египтологи столкнулись с еще одной загадкой: где же изготавливались
сами краски, ведь до сих пор не найдено следов ни одной «косметической
лаборатории»? Есть предположение, что они могли находиться в храмах, где
в свое время размещались и ювелирные мастерские, и даже пекарни,
найденные во время раскопок. Имеется еще один след: вид обоза с галением
на фреске в храме Хатшепсут в Тибисе. Предполагается, что косметика в
те времена играла и роль денег. Краски обменивались на злаковые культуры
или металл.
Качество косметики египтян и ее цена были различны. Об этом
сообщалось в надписях на флаконах. Впрочем, подделки существовали во все
времена… ![](/140.gif)
|