Иероглифическое письмо унаследовало от изобразительного
искусства цветопередачу окружающей действительности. Красно-коричневым цветом
покрыт знак, изображающий тело мужчины, а кремово-желтым – женщины, зеленый –
цвет тростника, а голубой передавал высоту неба и синеву вод. Курсивное письмо
также имело в своем распоряжении красный цвет для выделения той или иной части
текста, но что это по сравнению с полихромной палитрой иероглифических знаков,
отображающих реальность как с помощью знака и звука, так и с помощью цвета!
Практически каждый знак этой гармоничной системы отображения мира имел свою
устоявшуюся, «классическую» форму и цветовую гамму. В иероглифах полностью
сохранялась и символика цвета, присущая египетскому искусству. Более того,
некоторые иероглифические надписи сами по себе являлись выдающимися
произведениями искусства. Примеров этому множество, упомянем лишь ювелирно
вырезанные надписи белого святилища фараона Сенусерта I в храме Амона в Карнаке,
каждый знак которых является маленьким скульптурным шедевром, и пластичные и
отточенные иероглифы, покрывающие огромное пространство стен храма Сети I в
Абидосе, прекрасные как в сохранившимся цвете, так и без него – все-таки со
времени создания храма прошло три тысячи лет. Надписи Сенусерта I Храм Сети I
Египетская
письменность на всем протяжении своего развития развивалась по двум основным
направлениям: с одной стороны, знаки усложнялись и детализировались, что
привело в греко-римскую эпоху к появлению к появлению просто гигантского свода
иероглифов, которые не встречались в
более древних эпохах; с другой стороны, с течением времени иероглифика все
больше отходила от изображения конкретного предмета и его звучания к
обозначению абстрактного понятия, сходного звучащего в устной речи. Многие
знаки «отрываются» от первоначальной смысловой нагрузки и становятся
фонограммами, подобно тому, как знак зайца, «ун» стал использоваться для
передачи слова ун – «быть, существовать»; знак дома «пер» - для передачи
глагола пери – «выходить». При этом окончания слов и даже гласные внутри могли
быть различными, главным считалось сходство согласного костяка слова.
Постепенно многие
слова стали записываться с помощью простых
сочетаний фонограмм, некоторые из которых стали очень близки к
алфавитным знакам. Так, имя бога Птаха выписывалось с помощью трех «алфавитных»
знаков: п+т+х; Амона – и+мн+н. Эта тенденция к упрощению системы правописания
появилась еще в Древнем царстве, когда порой в слове вместо одного
трехсогласного знака выписывались три односогласных, становившихся таким образом
«фонетическими дополнениями», которые играли огромную роль в письменности.
Тем не менее, для
обозначения неких абстрактных понятий египтяне часто использовали самые
разнообразные пиктограммы: например, «ветер» или «дыхание» выписывалось с
помощью знака надутого паруса, «старость» - в виде сгорбленной фигуры человека,
опирающегося на палку. Все эти три способа написания слов использовались на
всем протяжении истории иероглифического письма и могли использоваться
попеременно в самых разных обстоятельствах. Так, имя Амона на одной и той же
стене храма могла быть представлено в виде группы фонетических знаков, или же в
виде идеограммы – сидящей фигуры божества в короне Амона шути.
К концу Нового
царства, а особенно в греко-римское время, иероглифы все чаще и чаще
воспринимались как священные знаки с глубоким символическим значением. Для
повседневных записей использовалось упрощенное курсивное «демотическое» письмо,
или даже греческий, в то время как жрецы – наследники и хранители великого
прошлого, - сохраняли иероглифику как основу целой философии письма, которая
становилась все сложнее и сложнее по мере угасания цивилизации. Символика
знаков и особенно частое использование таинственных пиктограмм стали в это
время особенно популярными и распространенными. Это позднее восприятие
иероглифики послужило основой для создания особой «зашифрованной» системы
энигматического письма, использовавшегося, прежде всего, для записи
теологических формул и систем. Например, имя бога Птаха в это время могло быть
написано при помощи знаков неба и земли, разделенных фигурой божества; к
подобному сложнейшему написанию иногда добавляли еще одно дополнительное
символическое значение, заменяя знак земли знаком, изображающим скарабея. Сам
скарабей, насекомое, обитающее в песке, обозначал землю (в другом значении
скарабей катящий шар обозначал восходящее солнце); знак льва, быка или сфинкса
переводился как «властитель», яйцо – как «находясь внутри», змея – как
«богиня», а крылатый солнечный диск – как «царь».
Зародившись в
конце IV тысячелетия до н.э., египетское
иероглифическое письмо прошло долгий исторический путь – более сорока четырех
веков. Последняя известная нам иероглифическая надпись датируется 394 г. н.э. В
V в.н.э. исчезает
демотическое письмо. В 535 г.н.э. при императоре Юстиниане прекратил свое
существование последний оплот египетской сакральной культуры – храм богини
Исиды на острове Филе. Отныне знаки египетского письма воспринимались лишь как
мистические и аллегорические, лишенные какого-то бы то ни было смысла, а сам
древний Египет превратился в легенду.
|