Увлекательный сюжет, живые образы, яркие, порой ужасающие кадры,
романтические и батальные сцены, щедро приправлены ненавязчивым легким
юмором – всего этого в двухсерийной «Мумии» в избытке, и все-таки эти
фильмы сложно назвать заурядным продуктом приключенческого жанра. Как
удалось Соммерсу создать зрелище, которое не перестает волновать,
поражать и восторгать?
Если фильм пробуждает в тебе не просто
желание посмотреть его еще раз, а манит словно магнитом и превращается в
потребность, значит, его создатели сумели затронуть и удовлетворить
глубинную сторону твоей души так, что невольно задашься вопросом, в чем
же все-таки секрет их мастерства? Итак, во-первых, это, конечно,
эпоха, время, исторический фон событий. Что может быть удачнее, чем
вечная тема «затерянного города», полного сокровищ, тайн и опасностей?
Что может быть более возбуждающим, чем переплетение далекого прошлого с
современностью, что может быть более острым, чем борьба, любовь и магия,
слиты воедино? Египет древний и Египет современный…Могущественная,
блестящая, роскошная империя и обнищавшая, колонизованная, в развалинах
страна. Легенда о чувствах и страстях Золотого Века 19-й династии и
панорама куда более прагматичного, но авантюрного начала 20-го века с
его египтоманией, библиотеками, сенсационными открытиями, с зарождением
туристического бума, пароходами и живописными отелями. «Я решил
избрать основным временем действия 1920 годы, поскольку в моем
представлении это наиболее романтичная эпоха», - говорит Стивен Соммерс в
своем интервью о «Мумии». И дать возможность прочувствовать эту
романтику режиссеру удалось на славу. Фон каждого кадра, что
улавливается боковым зрением и влияет на общее восприятие, продуман до
мельчайших деталей. Это и пестрая межнациональная толпа в порту Гизы,
музыкальный салон и деревянные палубы парохода, интерьер просторных кают
и уютных отельных номеров, библиотеки с книгами в кожаных переплетах и
музея с нагромождением древностей. Лондон во второй серии узнается не только по дождливой погоде. Кроме
роскошного особняка с соответствующим европейским интерьером, зритель
попадает и в знаменитый Британский музей, и наблюдает за разводным
мостом возле башни Тауэра.
Соммерс также удачно совместил
практически все виды транспорта, существующие в то время: автомобили
таких старомодных сейчас моделей и двухэтажный автобус, подержанный
самолет времен Первой Мировой и новинку-дирижабль, пароход, верблюдов с
лошадьми и железную дорогу. Очевидный контраст средств передвижения
невольно заставляет задуматься над стремительно развивающимся
технологическим прогрессом. Всевозможные аксессуары ненавязчиво
добавляют умелые штрихи к общей картине. Громоздкие чемоданы, которые
тащит Иви на пристани Каира, трубка и монокль египтолога, оружие Рика,
изящно изогнутая сабля Ардет-бея, типичное ружье 19-го века нубийца
Лок-На, устройство для передачи записок у ручного ястреба, а также
многочисленные сумки, факелы, подсвечники, книги…
Конечно,
продуман и гардероб, который в то же время отображает и характер
персонажей. Джонатану франтоватый костюм придает вид лондонского денди,
удобная и простая одежда Рика и американцев с неизменной кобурой на
поясе словно подчеркивает постоянную готовность к риску и опасности
настоящих авантюристов, роскошный, несколько мрачноватый наряд Ардет-бея
своей традиционностью и аутентичностью придает ему загадочности, даже
таинственности. Также мы видим форму Британского военно-воздушного
флота, который представлен в образе скучающего отставного летчика
Винстона; и форму французских легионеров, гарнизон которых потерпел
поражение в стычке с туарегами.
Что касается Эвелин, ее наряды
дают довольно полное представление о моде викторианских времен, а также
очень наглядно демонстрируют внутреннюю трансформацию героини. Впервые
она предстает в скромных деловом и дорожном костюмах, в длинных юбках
простого покроя, в мешковатых свитерах и совсем неэлегантных шляпах.
Даже ночная сорочка не вызывает нескромных мыслей ввиду своей длины,
непрозрачного материала и многочисленных складок. Неудивительно, что Рик
и не смог разглядеть удивительную женственность и соблазнительность
Иви. Только благодаря экстремальным приключениям на пароходе, когда они
теряют всю одежду и девушке приходиться приодеться в местное платье, Рик
увидел свою спутницу в новом свете. И вправду, не уступающий в
скромности британской моде, приталенная длинная юбка, развевающийся шарф
и вышитая прозрачная вуалька египетского наряда, тем не менее,
подчеркивают нежность и кокетливость женской натуры. Кроме того, смена
одежды перед погружением непосредственно в пустыню словно символизирует
глубокую интеграцию Эвелин и ее сродство с египетской культурой. Уже
через десять лет Иви щеголяет в обтягивающих брюках, более
самостоятельна и умеет постоять за себя, как бы демонстрируя успешность
модного процесса эмансипации и независимости женщин.
Кроме продуманного фона, аксессуаров и одежды,
наиболее важным, конечно, является правдоподобность и правдивость
актеров. Буквально каждый персонаж у Соммерса – типичен и отображает
основные черты самой эпохи. Египетские герои воплощают сильные страсти
древности, современные – нравы 20-века. Очаровательная библиотекарша
Эвелин воплощает научный энтузиазм и тягу к открытиям, своеобразную
одержимость мировых ученых 19-20-х веков культурой этой загадочной
цивилизации Древнего Египта. Бесшабашный Рик – дух авантюризма, веры
лишь в собственные силы и сноровку, любовь к риску и приключениям и волю
к жизни. В американцах невозможно не усмотреть полчища «расхитителей
гробниц», благодаря которым и процветает «черный рынок» предметами
древности и махинации всеобщим культурным наследием. Их образы, в
сущности, беззлобных и добродушных парней, обнажают интеллектуальную
деградацию общества, когда один из них с презрением и раздражением
отзывается о ненужности и бесполезности книги. Моральный разлад в
академических кругах ярко показан в персонаже ученого-египтолога,
сопровождающего их, который использует свои знания лишь в целях
обогащения, а в раскопках, изобилующих порой опасными неожиданностями,
без всяких колебаний совести жертвует местным населением. Лихорадка
наживы, никогда не покидавшая человечество, трагикомично выписана в
образе директора тюрьмы, который, в конце концов, буквально разбивает
голову в погоне за своей предполагаемой прибылью. Словно только такой
исход и ожидает толпу – тупого ограниченного обывателя, что мнит себя
пупом земли, считая себя хозяином того, что ему не принадлежит,
насмехаясь над древними культурами, а священное рассматривая объектом
купли-продажи. Буквально несколько минут, посвященных Древнему
Египту, Соммерс превратил в своеобразную ось двух серий, смысловой
стержень сюжетных линий, невольно придавая ему первостепенное значение.
Лаконично и очень ярко он сумел воссоздать типичные образы древности.
Фараон – в воинском облачении, в короне, мчащийся в колеснице,
восседающий на троне правитель; жрец – молчаливый, невозмутимый, который
выглядит очень уверенно в сознании своей силы и влияния; любовница
царя, поражающая своей экзотической красотой, эротичной энергией,
страстностью и решимостью. Глубоко проникнуть в эпоху помогает изобилие
древнеегипетских аксессуаров: обилие косметики, парики и золотые
браслеты, плиссированные юбки и украшения с талисманом Уаджет (глазом
Гора), головные платки немесы и серповидное оружие охраны, ожерелье
жреца с аутентичной змеевидной застежкой, струящейся по спине.
Совершенно
так же, как книга хороша, когда прожита автором, выплавлена в горниле
его собственного опыта, фильм сможет поразить только тогда, когда
заставит поверить буквально в каждый свой кадр. Как ценность книги
определяется тем, насколько глубоко она затронула глубинные струны души
читателя, так и ценность фильма – в правдивости и искренности игры
актеров. Спецефекты, костюмы и красивые декорации способны, конечно,
создать зрелище, но без актерского мастерства оно обречено на забвение и
никогда не вызовет желания возвращаться к нему вновь. Истинная красота
идет изнутри, а сердцевиной, осью фильма есть актер, и успех
определяется степенью проникновения его в свою роль. Только когда он
способен максимально перенести свое сознание в требуемую эпоху,
отождествить себя с образом, только в этом случае зритель вместо
голливудских красавчиков и «крутых парней» в британской или
древнеегипетской драпировке увидит и почувствует в каждом взгляде и
жесте подлинного жреца, медджая, авантюриста, куратора, фараона.
Наблюдая за Ардет-бейем, начинаешь верить, что где-то, в песках пустыни
существуют нетронутые пороками современности благородные племена,
обеспокоенные судьбой человечества, скрытые и таинственные, но незримо
присутствующие. Возможно, военная служба наряду с интенсивными
тренировками верховой езды и битвы на саблях помогла Одеду Фехру создать
мужественный и аскетичный образ араба-воина, араба-вождя, столь резко
контрастирующего со стереотипом араба-слуги – безликого темного
рабочего, пригодного лишь таскать камни и корзины с песком. Невозможно
не поверить и А.Вослу, когда он так живописно изображает всемогущего
жреца, который с легкостью поднимает тонны песка и воды и вызывает души
из царства мертвых. Эвелин своей наивностью и простодушием увлекает
проникнуться энтузиазмом к древней культуре Египта и предвкушать
экспедицию в таинственный город. Наверняка не напрасно Соммерс так
тщательно и долго подбирал актерский состав. Не случайно почти все
актеры имеют богатый опыт работы в театре, более того, опыт игры
сложных, требующих больших усилий шекспировских пьес. Например, А.Вослу,
южноафриканского происхождения, регулярно выступал в государственном
театре ЮАР в роли Гамлета, Д.Ханна четыре года учился в Шотландской
Королевской Драматической Академии. Р.Вайс в студенческие годы основала
театральную труппу, которая с ею же написанной пьесой завоевала награду
на конкурсе драматического искусства; О.Фехр учился в Бристольской
театральной школе. Соммерс не пренебрегает и визуальными приемами,
которые весьма эффектно вписываются в идею и сюжет обеих «Мумий».
Природа кажется наиболее впечатляющим спецефектом и именно она создает
главный энергетический настрой. Очень часто в кадре появляется солнце в
непревзойденные моменты восхода, полудня и заката. Пронзительные лучи
величественного светила утверждают активность и энтузиазм экстраверсии. В
свою очередь, загадочная полная луна, также не единожды освещающая пути
героев, пробуждает скрытые эмоции, импульсы и неосознанные желания
интравертной природы. Кроме светил, «Мумии» поражают мощными
энергиями стихий, которые по-разному влияют на восприятие и вызывают
соответствующие эмоции. Но две серии, не уступая друг другу в
мастерстве, все же существенно отличаются, скорее всего, дополняя друг
друга в смысле влияния на зрителя.
В первой «Мумии» много огня: от не так бросающихся в
глаза многочисленных факелов до масштабных и впечатляющих пожаров и
перестрелок. Огнем пылает пароход, огненный дождь низвергается на Каир,
автоматы и револьверы просто разрываются, а сабли и мечи высекают искры;
огонь сопровождает появление Анксунамун, когда факелы освещают ее путь
к Имхотепу, факелы отбрасывают таинственные блики на жреца, что
совершает ритуалы, напоминая о пресловутых «вечных лампадах» древности;
даже сама пустыня отливает огнем в лучах закатного солнца. Питает и
усиливает огненную атмосферу воздушная стихия: самолет Уинстона,
стремительный полет, сокрушительная пещаная буря, скачки на верблюдах и
лошадях, погони и неожиданные повороты событий, а также дуновение
«крыльев смерти» при открытии ларца или зловещий ветер при чтении книги
удерживают в напряжении и заставляют задержать дыхание, увлекая в вихрь
авантюрного приключения. Земля, в свою очередь, немного успокаивает и
позволяет отдохнуть от огненно-воздушных эмоций. Перевести дыхание и
углубиться вместе с героями в тайну помогают размеренный караванный путь
по бескрайним дюнам Сахары, раскопки в недрах затерянного города,
богатства сокровищницы, полной золота – самого ценного дара земли. Если
«Мумия» распаляет пламенную страсть, возбуждает, наполняет бурными
эмоциями и восторгом, то «Мумия 2» увлекает в себя просто гипнотически,
используя в огромном количестве элементы водной стихии. Ключевая ведущая
идея реинкарнации напрямую соотносится с экстрасенсорикой,
сверхчувственным восприятием, сигналами подсознания, изначально
ассоциируемых со стихией воды. Эвелин следует указаниям сна, а видение о
прошлых воплощениях отображается в водах храмового бассейна в то время
как участники драмы пребывают в трансовом состоянии, в которое их вводит
древний священнослужитель. При находке браслета в коридорах гробницы
героев ожидает ловушка в виде огромных «вод Нила»; лондонские события
сопровождаются обильным ливнем, как и финальные сцены в дебрях влажного
тропического болотистого оазиса; Имхотеп уже вместо песков поднимает в
ужасающей волне Нильские воды и даже дирижабль трансформирован в
несуществующую форму и с поскрипывающими палубами и штурвалом больше
похож на корабль. Тогда как в первой серии ведущая стихия – огонь,
вторая серия подчиняет остальные стихии мистической водной. Обратить
внимание на сферу подсознательного побуждают и такие нюансы, как
обильное присутствие скорпионов и змей. Скорпион как атрибут
древнеегипетской богини Селкет, защищающей и оберегающей от опасностей
загробного мира, как будто намекает на присутствие более глубоких и
непознанных сил. Сам царь Скорпионов не очень яркий персонаж, как будто
создан лишь, чтобы свести вместе в кармическом противостоянии главных
героев. И наличие тайны подчеркивает еще и ограничение во времени, а
именно семидневный срок. Семь – возможно наиболее магическое число в
нумерологии, ответственное за мистику и духовный опыт и обладающее
силой, недоступной другим числам.
Кроме скорпиона, змея тоже играет важную роль и более символична, чем
кажется на первый взгляд. Еще вначале, перед находкой браслета Иви
отбрасывает на Рика змею, а потом и Ануксанамун в своей новой инкарнации
безпринципной преступницы. В репликах и той, и другой звучат слова об
особенной ядовитости египетских кобр, а героиня Вайс добавляет: «Как и
все мы, женщины». Не скрыт ли здесь неуловимый, но один из ключевых
моментов «Мумий»? Ведь символика змеи весьма многозначна и
противоречива, ее воспринимают как символ мудрости и хитрости,
целительной и убийственной энергии, тайных знаний и искушения. Таким
образом, антагонистические по сюжету героини сближаются, отождествляясь с
древней змеиной природой, и как бы подчеркивают свое особенное
восприятие окружающего, столь отличное от мужского рационального. Может,
именно поэтому змеи летят лишь в скептика Рика, не признающего
всяческих снов, реинкарнаций и тому подобной чепухи? Таким
образом, совместив и гармонично соединив две такие разные культуры,
современную европейскую и древнюю восточную, с помощью мистики и
волшебства показав реалистичность и неизменность человеческих страстей,
неподвластных времени, мастерскими штрихами профессиональных приемов
пробудив пламенные страсти и неосознанные желания, Соммерс заслуживает
восхищения талантом режиссера и сценариста, а актеры еще надолго
запомнятся именно в этих ролях.
|