Птах или Пта, — одно из имен Бога-Творца в древнеегипетской религиозной традиции.
Так, различным проявлениям Единой Божественной природы древние египтяне
давали различные имена, символическим образом их выражавшие. Каждому
имени соответствовал и свой иконографический канон.
Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и
закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». К имени Птах
часто прилагался эпитет «Тот, Кто за южной стеной», (юг в египетской
символике — образ вечности), иным словом Птах — это Бог по ту сторону
творения, Тот, Кто в вечности, Бог Сам в Себе, Творец за пределами
Своего творения. В 647 речении "Текстов Саркофагов"
содержится речение от имени Птаха: «Я Тот, Кто к югу от Моей стены,
повелитель богов, царь небесный, творец душ, правитель обеих земель (неба и земли — прим.),
творец душ, дарующий душам венцы, существенность и бытие, Я творец душ и
жизнь их в руке Моей, когда Я желаю, Я творю и живут они, ибо Я
творящее слово, которое на устах Моих и премудрость, которая в теле
Моем, достоинство Мое в руках моих, Я — Господь». Центром почитания
Птаха был город Мемфис (Хет-ка-Птах).
Своеобразным образом таинственного и непостижимого бытия Птаха было
само расположение Мемфисского храма Птаха — вне стен города, за южной
стеной. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен
также в Нубии, Палестине, на Синае.
![](/ptah.jpg) Согласно «Памятнику мемфисской теологии» — богословскому произведению
мемфисских жрецов, фиксирующему по видимости более древнее предание,
Птах — демиург, Бог Творец, создавший первых восемь богов, (первичных
качеств творения, или проявлений Своей божественной сущности),
составлявших четыре пары: Нун и Нунет (бездна), само же употребление пары имен, мужского и женского — символическое указание на способность рождать жизнь; Хух и Хухет (неисчислимость, обнимающая всё, бесконечность), Кук и Кукет (тьма, также обладающая потенциями творения); Амон и Амонет
(безвидность, отсутствие определенного образа — не путать с именем
Творца Амон) из которых Он творит мир и все в нем существующее
(животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.)
«языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное
языком (произнеся Словом). От Птаха произошли Свет и Правда, также Он —
создатель царства (царственности, как принципа организации жизни). О
Птахе говорили следующее: «Он воссоздавший богов
и сотворивший все сущее». Таким образом, было
признано и установлено, что его сила превосходит
силу всех остальных богов. Умиротворение Птах
нашел в создании вещей и божественных словах. Он
произвел на свет всех остальных богов, основал
номы и города, водрузил египетских богов в их
святилища, основал храмы и учредил
жертвоприношения. Каждый из богов по его воле
обрел собственное тело, которое состояло из
деревьев, глины и камня, и приняли свой истинный
облик.![](/47120.jpg) Имя Птах практически не встречается в ритуальных текстах (текстах пирамид), где употребляется в основном имя Ра
или Амон Ра (Незримое Солнце). Зато от имени Птах производится
множество личных, человеческих имен (напр. имя известного
древнеегипетского мудреца Птахотепа). В одном имени почиталась
иноприродность Бога миру людей, в другом — единоприродность. Таким
парадоксальным образом выражалась мысль о том, что человек одновременно
причастен и божественному бытию и земному, одновременно и тварь и сын
Бога. Так, умерший, по мысли древних египтян претендует на соединение с
Богом именно в силу своей единоприродности с Ним (Амон Ра — Бог,
раскрывающий Себя в Своем творении, которое с Ним соединено (а люди
произошли из слезы Его). В имени же Птах египтянин чтил именно
Божественную запредельность, Его иноприродность Своему творению, и
человек является самовластной «иконой», этого Самовластного Невыразимого
Божества.
Египетский бог Птах
отождествлялся также и с другими богами,
женой его по легенде был Сехмет. Но
почему в таком случае он изображался в виде
путника? Этим, по-видимому, он и отличался от
всех остальных богов.
Ответ на все вопросы может дать перевод самого
имени: «птах» - открывающий. В Древнем Египте
считалось, что именно он «отверзает уста» богов
и выпускает день при восходе
Хепри (Солнца). Можно также предположить,
что Птах олицетворял познание как открытие мира
(по крайней мере, для себя) и именно по этой
причине представлялся путником. А тот факт, что
он прикрыт одеждами, показывает, что покров
тайн, которые скрываются от наших глаз и могут
раскрыть сущность бытия, чрезвычайно плотен.
|