Апис (Хапис) — священный бык в девнеегиптеской мифологии, имевший собственный храм в Мемфисе. Апис считался посвящённым Птаху или Осирису или же выступал в качестве отдельного божества, почитаемого в районе Мемфиса. В некоторых отдельных районах считалось, что каждое утро богиня неба Нут принимала облик коровы и рожала телёнка (Аписа). За день телёнок вырастал в быка,а вечером становился мужем богини. ![](/doc-121.jpg)
Первоначально Апис почитался в качестве воплощения и Ка
Птаха, бога Мемфиса. По этой причине он считался также символом
фараона. Так как словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово
«бык», Апис должен был существовать в теле реально существующего быка, а
после его смерти переселяться в тело нового быка. Согласно Манефону, культ Аписа был установлен уже при второй египетской династии царем Кайехом одновременно с культом быка Мневиса в Гелиополе.
Вторая династия, как и первая, имела резиденцию в Мемфисе, но родом
была из верхнеегипетского Тиниса близ Абидоса, где главным культом был
культ Осириса, которому и посвящен Апис; Апис первоначально был только
живым символом Осириса, который сам называется образно «быком
преисподней». Отсюда следует то утверждение Плутарха,
что Апис являлся одухотворенным изображением Осириса. В то же время для
народа же он был, по словам Страбона, самим богом, идентичным Осирису.
Хотя и Апис, и Мневис в Гелиополе были посвящены Осирису, но первый из
них считался быком луны, второй — быком солнца, и первого иногда считали
сыном второго. Точно так же, как и Осирис,
Апис пребывал в самом близком соотношении с Нилом. Кроме того, из
многочисленных примет, которые должен был иметь Апис (Элиан насчитывает
их 29), одна должна была означать прибывание воды в Ниле.
![](/buchis.jpg) Когда умирал предыдущий бык, символизировавший Аписа, жрецы
отправлялись на поиски нового. По нахождении нового Аписа его отводили в Никополь,
где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество Аписа
относилось к ежегодному обновлению воды в Ниле. Апису не полагалось жить
более 25 лет, и по прошествии этого времени его с известного места
низвергали в Нил (его топили в колодце).
По Плутарху, Апис был произведен на свет лучом месяца; между
приметами его есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число
29 указывает на число дней месяца; при восходе луны жрецы направлялись к
Апису. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и
Озорапис, а 25 лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском
солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны
падали на одни и те же дни. Апис должен был быть чёрным, за исключением
нескольких пятен, которые и были характерны для него. Нахождение нового
быка-Аписа праздновалось во всей стране. ![](/d0b0d0bfd0b8d181.jpg)
![](/32.gif)
|