Мы называем свою землю "Кемет" - "Черной землей", в отличие от окружающей ее пустыни, которую мы обозначаем словом "Дешрет", что означает "Красная земля". А себя мы именуем "ремеч-ен-Кемет", то есть "людьми Черной земли". Черная земля пригодна для земледелия: ил, выносимый Итеру каждый год во время разливов, делает ее плодородной - район Кемет соответствует территории, которую заливают воды Итеру.
Пока Итеру течет, разрезая мягкий известняк, русло его, соответственно, широкое. Далее его воды встречаются с гранитными породами, вышедшими на поверхность. Эти гранитные преграды создают шесть порогов. Перед впадением в Уадж-Ур русло Итеру делится на множество рукавов, которые растекаются, как опахало. К востоку и западу от Итеру простираются Дешрет: на западе - песчаная, а на востоке - гористая, которая спускается к Ше-Иару. Западная дешрет прерывается серией неглубоких вогнутых впадин, которые вытянулись линией, почти параллельной руслу Итеру, на расстоянии около 16 итеру-нисут от реки. Это уахеты.
Если бы не Итеру, Кемет превратилась бы в Красную землю, где могли бы существовать разве что племена шасу. но никогда бы на этой земле не возник Та-уи - "Две земли", что отражает деление Кемет на Та-Шема (на юге) и Та-Меху (на севере). Только власть нисута, наследника Хера, объединяет их в единое централизованное государство и сохраняет закон Маат на земле, не давая миру ввергнуться в пучину хаоса.
Итеру - основа основ в государстве: благодаря реке у людей всегда имеется запас воды, и их жизнь не зависит от дождя. По разливам Итеру мы отсчитываем сезоны и определяем последовательность своих занятий. Когда на небе начинает сиять Сепдет, рогатый Хнем открывает врата своей огромной пещеры на дне первого порога и выпускает вырывающиеся воды на свободу. Это означает приход сезона Ахет (наводнения), который продолжается 4 месяца. Затем, когда вода начинает спадать и река возвращается в свое русло, наступает сезон Перет - период созревания злаков и, наконец, урожай приходится на сезон Шему.
В Кемет широко культивируют, в основном, пшеницу и ячмень, которые, конечно, не могут обеспечить людей питательными веществами в необходимом размере; но выращивание, например, овощей и бобовых требует постоянных поливов, что было бы невозможно из-за редких (раз в год) разливов. Поэтому нам пришлось обуздать водную стихию.
Наши предки с помощью нечеров соорудили шлюзы и отвели каналы, построили амбары и склады для хранения припасов. Создание запасов продовольствия превратилось в сложную систему, которая потребовала формирования централизованной власти и эффективной администрации.
Конечно, экономика, основанная на земледелии, охоте, рыболовстве и собирательстве вдоль долины Итеру, в запрудах и в болотистой местности, продолжает существовать и играет важную роль в жизни жителей Кемет. Благодатная река, однако, является для нас не только источником пищи. Когда жить можно только н узкой полосе земли вдоль Итеру, река становится также единственным средством сообщения.
На север сплавляться легко, так как лодки несет вниз по течению, а чтобы добраться на юг, то есть вверх по течению, мы приноровились к ветру. В нашей письменности даже есть специальные знаки, которые указывают на направление речного путешествия: знак "парусное судно" обозначает передвижение на юг, а "весельная лодка" - указывает на то, что сплавляются на север, вниз по течению. Используя основное русло реки, сеть каналов, а также рукава, на которые распадается Итеру, особенно в районе Та-Меху, мы достигли завидных успехов в налаживании транспорта. Такие средства передвижения столь удобны и надежны, что Кемет знает только улицы внутри городов, но не дороги между ними. Эта система сообщения, несомненно, играет огромную роль в объединении страны; в то же время она служит препятствием для внешних врагов.
Весь мир устроен по образу нашей долины: территория, ориентированная с юга на север, которая появилась из вод, - это земля и небеса, рожденные из Нуна.
Другой неотъемлемый элемент мироздания - солнце, которое способно иссушить землю, пастбища и уничтожить посевы и в то же время дать жизнь, свет и тепло. В отличие от вод Итеру, которые бегут с юга на север, огненное светило движется от восхода до заката по пути, пересекающему течение реки, с востока на запад.
Каждый вечер солнце скрывается на западе, где его проглатывает небо, но за ночь оно опять набирает силу, возрождается и на следующий день вновь появляется на восточном горизонте.
Несмотря на то, что основой нашего существования является река, и на то, что она играет важнейшую роль в формировании нашего мироздания, мы никогда не давали реке названия. Мы называем ее просто "Итеру" - "потоки".
Более того, мы никогда не обожествляли Итеру, хотя и отождествляем воздействие реки с божественными проявлениями. В этом смысле атрибутом нечера плодородия Хапи являются ежегодные разливы Итеру. Энергия воды, которая омолаживает и питает землю, связана с воскрешением Усира. Это объединяет наше почитание умерших, божественное воскрешение и плодородие земли.
По книге А. Силиотти "Египет. Храмы, люди и боги".
|